• В Санкт-Петербурге
    +7 (495) 309-05-58
  • В Киеве
    +38 (044) 229-33-27

Основан в 2002 году

 

ИНСТИТУТ РИТМОЛОГИИ
ЛУЧЕЗАРНОВОЙ ЕВДОКИИ

 

Н.Н. Белова, Болонский процесс с точки зрения ритмологии

Н.Н.Белова
Институт менеджмента и информационных технологий,
филиал Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.
г. Череповец, Россия
источник conf-a.narod.ru

19 июня 1999 г., в Болонье (Италия), министрами образования 29 европейских стран была подписана «Декларация о Европейском пространстве для высшего образования» (так называемая Болонская декларация). В декларации были перечислены основные задачи, которые как предполагалось, будут способствовать единению высшего образования и научного пространства в Европе, и приведут к гармонизации национальных образовательных систем в странах Европы. В декларации подчеркивалась роль университетов в развитии европейской культуры. Предполагалось, что к 2010 году вся Европа должна была перейти на единую систему высшей школы и взаимного признания дипломов.

Сейчас преобразования, начатые принятием Болонской декларации, приобрели харак- тер процесса, который называют Болонским процессом. Все происходящие события под- робно освещаются, например, на сайте [4]. Переход на Болонскую систему сложен для всех стран, поэтому отношение к Болонскому процессу и в Европе и в России неодно- значно. Для того чтобы полностью соответствовать Болонской декларации нужно во мно- гих странах и, в частности в России полностью менять методику образования. Желатель- но перейти на другое качество образования: вместо обучения, активизирующего главным образом память перейти к умению работать с причинно-следственными связями.

В связи с этим может оказаться полезным опыт института ритмологии ИрлЕМ [3]. Это негосударственное научно-образовательное учреждение было открыто в 2002 году. Задача института ритмологии – изучение времени, его влияния на человека и обучение взаимодействию с субстанцией времени. Разработки ИрлЕМ базируются на научных исследованиях астронома Евдокии Дмитриевны Марченко.

Институт ведёт научно-исследовательскую и учебно-методическую работу. Каждый год на курсах ИрлЕМ обучается несколько десятков тысяч человек. Курсы и семинары идут в центральных учебных помещениях (Москва, Санкт-Петербург, Киев), а также более чем в 200 городах России и за рубежом. Есть возможность заниматься через интернет, в учебном центре в живописном месте, где гармонично совмещаются учёба и отдых. Студенты и преподаватели ИрлЕМ легко перемещаются между учебными площадками, выбирают форму обучения, курсы и программы для работы, удобное для занятий время.

За несколько лет до принятия Болонской декларации, а именно в 1995-1996 годах на встречах с преподавателями в разных городах основатель института ИрлЕМ Евдокия Дмитриевна Марченко изложила, каким основным критериям должно с её точки зрения удовлетворять образование. Интересно то, что положения Болонской декларации, принятой позже, во многом совпали с содержанием этих критериев[1]. В соответствии с ними в 2002 году и был создан институт ритмологии ИрлЕМ.

Очень кратко перечислим основные положения, сформулированные в [1]:

  • Идея единого пространства для образования: «Мы видим Землю в будущем, в совсем недалёком будущем, как единый учебный класс».
  • Непрерывное образование человека в течение всей жизни.
  • «Каждая точка Земли каким-то образом выстроена на опорной частоте. На этой частоте можно изучать тот или иной предмет. Если мы сдвигаемся с этой опорной частоты, то мы этот предмет уже не так познаём». Каждого человека следует направлять в нужный момент в нужное место.
  • Пора перейти от предметного образования активизирующего память к умению работать с причинными полями.
  • Образование должно максимально учитывать индивидуальные особенности каждого: скорость мозговой деятельности; особенности рождения и дальнейшего развития; возможности работы с энергией, информацией, пространством и временем.

Многие идеи, сформулированные в [1], например идея единого пространства для об- разования проводятся и в декларациях европейских государств в области образования. «Каждая точка Земли каким-то образом выстроена на опорной частоте. На этой час- тоте можно изучать тот или иной предмет. Если мы сдвигаемся с этой опорной частоты, то мы этот предмет уже не так познаём. Человек может переизлучать время. Но время он переизлучает только в определённых точках пространства, и если он не окажется там, где надо, то это время как бы уходит в никуда. Конечно, мы очень чётко должны направлять человека в нужный момент в нужное место. От этого мы все выиграем. Человек должен попасть в точку своей максимальной значимости и проявленности» [1].

Вспомним историю. Университеты появились в Европе почти 800 лет назад. В то время студенты и преподаватели могли свободно перемещаться, чего они практически лишены сегодня. Поэтому один из главных плюсов Болонского процесса – направление на то, что получая высшее образование – как неполное, так и полное – студенты получают возможность в течение хотя бы одного семестра обучаться в европейских университетах за пределами своей страны. Кроме того, преподаватели и научно-исследовательский состав также могут (и должны) работать за границей, в других европейских странах. Европейский союз поставил себе задачу оказывать поддержку мобильности учащихся и преподавателей. Это начинание можно только приветствовать, так как каждая страна это особое пространство, имеющее свои возможности для восприятия разной информации.

Кроме того всегда следует помнить, что пространство, отведенное для конкретной идеи или конкретного процесса конечно и если не происходит никакого обмена, то через некоторое время оно оказывается исчерпанным. Примером тому явились закрытые города, куда были собраны лучшие умы. Опыт показал, что через одно-два поколения возможности жителей такого города резко уменьшились.

Студенты ИрлЕМ имеют уникальную возможность изучать разные курсы в разных го- родах, на разных учебных площадках, используя разные формы обучения.

После введения Болонской системы также будет совершенно не обязательно учиться в одном вузе: какие-то дисциплины можно изучить, например, во Франции, какие-то в Германии, какие-то в Англии, после чего в одном из университетов получить единый европейский диплом.

Ещё один аспект. Согласно Е.Д.Марченко [1] все люди делятся на «педагогов» (практиков) и «исследователей». «Педагоги» – это те, кто участвуют в производстве непосредственно, владеют практическими навыками и могут показать, научить в каком случае, как нужно поступать. «Исследователи» – большей частью теоретики, которые меньше касаются непосредственно практического процесса.

Возьмём, например, инженерное образование. Существуют как инженеры-теоретики, так и эксплуатационники. Поэтому мы должны готовить как штучных инженеров- проектировщиков, так и инженеров-технологов, отвечающих за соблюдение технологического процесса.

В России инженеров готовят 555 вузов. Но, несмотря на то, что ежегодный выпуск составляет 200 тысяч специалистов, экономика испытывает дефицит хороших кадров. Об этом на встречах с Дмитрием Медведевым рассказывали руководители промышленных предприятий в январе – марте 2011 года. Причина кроется как раз в том, что образование для инженеров-теоретиков и инженеров-практиков должно быть разное. Нужно смотреть, как развёрнута мозговая программа. У практиков она сверхконкретна, исследователю, наоборот, сложно работать с конкретикой. Другими словами образование для «педагогов» и «исследователей» должно быть разное. В Болонской системе «педагогам» соответствует бакалавриат (3-4 года обучения), а «исследователям» – магистратура (два года после ба- калавриата). Студентов-бакалавров будут учить базовым профессиям. Другими словами, бакалавриат предназначен для подготовки практиков, непосредственно участвующих в процессах производства.

Для студентов-«педагогов» болонская система, конечно же, удобнее нашего традиционного образования. Она позволит большему количеству людей раньше заниматься делом. По данным Минобразования, в России учатся и одновременно работают почти 50% студентов. Так что система даст возможность не очень заинтересованным в академической карьере третьекурсникам спокойно идти работать не в ущерб учёбе.

Посмотрим на «исследователей», о которых говорится у Е.Д.Марченко в [1]. Люди «исследователи» делятся на логиков и эвриков. Исследователь-логик мыслит логически; у него есть набор алгоритмов, которые он успешно применяет. Для этого ему нужен конец задачи и начало задачи, и он логически выбирает один вариант или один алгоритм решения, который подходит к данной конкретной ситуации. Исследователь-логик всегда пытается воспользоваться каким-то известным алгоритмом и получить заведомо известный ответ [1].

Большая часть исследователей относится к категории исследователь-логик. Построенное по современной схеме образование рассчитано на логиков. На лекциях и на семинарах даётся большой объём алгоритмов, и они идут с этими готовыми алгоритмами по жизни. Количество алгоритмов стараются дать таким, чтобы их можно было использовать на протяжении большого промежутка трудовой профессиональной деятельности этих алгоритмов «хватило» для принятия решений.

В болонской системе для исследователей-логиков существует второй уровень высшего образования – магистратура. Магистратура готовит специалистов, способных к решению наиболее сложных задач профессиональной деятельности.

И ещё одно направление – исследователь-эврик. «Исследователь-эврик никогда не знает конечного результата и даже не стремится его узнать. Он начинает изучать тему с разных сторон и в конечном итоге приходит к выводу, который не совпадает ни с одним из существующих. Он ни одним из них воспользоваться не может» [1].

Для исследователя-эврика есть ещё одна ступенька – аспирантура (или докторантура). Образование можно продолжить вслед за получением бакалаврской и магистерской степеней, занявшись научными исследованиями и в течение трех лет получить докторскую степень. При этом речь идет о широко распространенной в англо-саксонской образовательной системе единой степени PhD (доктор философии в определенной области знаний). Само название «доктор философии» включает в себя слово философия, которое предполагает наиболее общий подход к проблемам, без конкретики.

Если говорить об институте ИрлЕМ, пример которого мы приводим, то подготовка ритмологов–консультантов следует этим принципам. Есть специалисты «логики», ведущие разработанные и апробированные учебные программы. Есть специалисты «эврики», способные реализовывать сложнейшие программы развития человека вплоть до коррекции жизненной траектории человека.

Манипулировать пространством человечество уже научилось. Пришло время обучать информационной системе выхода на причинные поля, на временные поля. Для обучения нет возраста. Людей стоит делить по скорости мышления, разносторонности развития, неординарности мышления, возможности выхода на причины. Нужно уйти от того, чтобы просто заучивать. Задача – выработать в человеке оценку всего, что происходит, чтобы он понял, что весь этот мир не случаен.

Образовательный процесс во все возрастающей степени будет переводиться на проектный или исследовательский метод, где ограниченное число установочных лекций сопровождается растущим количеством самостоятельных или групповых исследовательских работ, которые студенты выполняют под руководством педагогов.

Студентов нужно научить поиску информации по интересующему вопросу, её анализу, критической оценке полученной информации, обработке, систематизации, грамотному изложению результатов исследования в письменной и устной форме. Особое внимание следует уделить работе с первоисточниками и сбору первичной информации. Учебники, методические пособия должны быть лишь вспомогательной литературой, помогающей найти необходимые подходы к анализу полученных самостоятельно фактов.

Большая часть подобной работы происходит за пределами учебной аудитории. Структурированность и заорганизованность учебного процесса должна быть меньшей, чем сейчас. Значимость традиционных форм аудиторной работы (лекции, семинары и т.п.) при таком подходе значительно снижается. Необходимо больше индивидуальных консультаций студента с преподавателем на основе самостоятельно проработанного материала, чем традиционных семинаров. При этом реальная интенсивность работы студента существенно повышается, растёт эффективность мозговой работы, позволяя осваивать дисциплины качественно и в более короткие сроки. Соответственно и преподаватель должен не просто обладать большим, чем студент объёмом знаний, но и достаточной скоростью мозга, чтобы не тормозить студента. Он должен быть и исследователем и консультантом, владеть работой с информополем.

На первой ступени (бакалавриат) необходимо дать мировоззренческую основу, представление о целом. Особую роль здесь играют практикумы, на которых должны развиваться практические навыки.

На второй ступени ученик уже учится помогать «переизлучать» (термин в [1]). Это значит, что если ему показано направление, то дальше он уже способен сколько-то продвигаться самостоятельно, расширять идеи за счёт своего собственного мозга. Растут его возможности работы с первоисточником.

Но ведь и весь смысл процесса в переходе к другому уровню мышления, когда во главу угла ставится не формальный документ, ценностью становится сам уровень мыслительной деятельности.

Институт ритмологии Е.Д.Марченко создал опыт, наиболее близкий к духу Болонской декларации. Если учитывать, что ритмология изучает и обучает практическому применению времени, то становится понятным опережение во времени. То, что в мире только строится, здесь уже работает.

Литература:
1. Марченко Е.Д. Введение в педагогику Радастеи. СПб.: Авторский Центр «Радатс», 1999. – 272с.
2. Марченко Е.Д. Освобождение от информации. М.: Тройка, 1998. – 632с.
3. Сайт ИрлЕМ irlem.ru
4. Сайт «Болонский процесс в России» bologna.ntf.ru