• В Санкт-Петербурге
    +7 (495) 309-05-58
  • В Киеве
    +38 (044) 229-33-27

Основан в 2002 году

 

ИНСТИТУТ РИТМОЛОГИИ
ЛУЧЕЗАРНОВОЙ ЕВДОКИИ

 

Салатич Т.П. Ритмология об извлечении пользы из страха

Т.П. Салатич
Материалы Всероссийской научно-практической конференции
"Актуальные проблемы современной психологии и педагогики", Челябинск, 2011г.

Стало, пожалуй, уже общим местом говорить о напряжённости и динамичности нашей жизни. Одним из следствий такого образа нашей жизни являются страх и тревога. Без преувеличений можно сказать, что они носят всеобъемлющий характер. Более того, ряд исследователей утверждает, что среди российского населения невероятно высок уровень катастрофического сознания. [6] Неудивительно, что философия, психология, религия, сферы человеческой культуры уделяют в разных аспектах огромное внимание чувству страха. Анализ специальной литературы показывает, что проблема страха весьма подробно исследована на социальном уровне (социофобия – Биик Дж.У.), философском (экзистенциальная философия), социально-психологическом уровне. Значительная часть исследований посвящена детским страхам (Л.И. Божович, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, В.Р. Кисловская и др.), а также страху как психопатологическому явлению (З.Фрейд, О. Ранк, С.М. Ушаков, И.К. Мясищев).

Целью данной статьи является знакомство с возможностями преодоления страха с помощью ритмологии. Ритмология – новая сфера знаний, её становление идёт последние двадцать лет. Ритмология является знанием о времени и практикой работы со временем. Основателем ритмологии является Евдокия Дмитриевна Марченко – астроном по профессии, учёный, литератор, автор более трёхсот книг.

Темы времени в своих работах касались многие учёные. Однако глубинным исследованием времени как явления занимались немногие. Назовём некоторые имена – А. Эйнштейн, А.Н. Козырев, С. Хокинг. Однако даже при наличии самых смелых гипотез им не удалось выйти за границы таких принципов изучения времени как «прошлое-настоящее-будущее» и «причины-процессы-следствия». Надо сказать, что исследования причинно-следственных отношений явились высокой ступенью взгляда на время относительно предыдущих концепций. Но этот уровень рассматривается как доритмологический.

«Причинно-следственный закон… Это не знаковый закон, но по нему можно приблизиться … к ритмологии»[2, 67].

Ещё раз подчеркнём то, что в ритмологии впервые стали заниматься практическим применением времени. Именно поэтому ритмологию можно считать прорывом в плане цивилизационных достижений. Главным звеном ритмологии является ритм, который содержит в себе капсулы времени. Внешне ритмы очень похожи на стихи, но по силе воздействия, по огромному запасу возможностей принципиально от стихов отличаются.

Уберите мышиное
Образ белой мыши
как чего-то необходимого
Прочно сидит в мозгах человеческих,
Серую мышиность
убрать пытаются,
Белую – пугаются,
Оправдывают белую магию.
Попытайтесь убрать облачение
И объясните,
что не всё белое снаружи
Является прошедшим стужу
Бережных воплощений.[3,260]

Ритм особенное и уникальное явление. Именно ритм даёт возможность почувствовать время и применить его время для решения различных задач.

«Ритм выходит, капсулирует и гранулирует время и может доходить до любой пространственной плоскости и на этой плоскости выстраивать необходимое». [2, 3]

Качество времени в ритмах разное, одно время помогает созиданию новых событий – условно назовём его время «плюс»; применив другое, можно убрать ненужное, болезненное событие – назовём это время – «минус».Принимает время мозг человека. А входит время через слова, через особенную звуко-буквенную структуру ритма.

Одной из задач ритмологии является оказание помощи человеку в анализе событий своей жизни. Эти события могут быть «его», а могут быть чужими, привнесёнными кем-то в его жизнь. Изучение ритмологии помогает человеку выйти на свою траекторию и проживать собственную жизнь, что сразу убирает любые проблемы, поскольку, с точки зрения ритмологии, любые неприятности появляются, если человек отходит от своих событий.

Но жить собственной жизнью, сложно, потому что сформированные комплексы навязывают свои приоритеты. В основе всех комплексов лежит страх. Поэтому работа со страхом является одним из важных направлений при работе с человеком на первом этапе освоения ритмологии. В ритмологии есть раздел, называющийся «ритмомеры». Это серия книг, направленных на оказание помощи человеку по решению проблем: преодоления обиды, страха, выхода из аномальных зон и т.д. Одной из актуальнейших книг этой серии является «Извлечение пользы из страха». В статье представлен нетрадиционный взгляд на страх, поскольку страх рассматривается не как эмоция, а как явление сугубо мозговое.

О том, что страх первоначально рождается внутри сознания и является принадлежностью сознания, говорит ряд исследований. «Страх не может родиться вне сферы символического, он имеет место только там, где действительность структурирована по принципу бинарных оппозиций, где появляется ценность. На уровне клетки, стремящейся всеми силами сохраниться, противостоять разрушению, страха еще нет. Для его появления необходимы зачатки сознания. Там, где появляется предпочтение, основанное на инстинкте, становится возможным зарождение элементарной формы страха, так появляется испуг. И только человеческая укоренённость в оппозициях, ценностях становится стартовой площадкой для дальнейшего развертывания и преобразования страха»[1].

Ритмологический взгляд подтверждает:
«… страх живёт только в голове, он никогда не живёт в сердце, он не живёт в генетической программе, там нет страха…»[4,12]. Не случайно в традициях психоаналитической школы важным является выведение неосознаваемых источников страхов на уровень сознания.
«…страх – это понятие только мозговое, это – понятие…Когда же понятие переходит на дрожь, оно превращается в некое чувство. Поэтому страх вообще нельзя выпускать на чувства… его нельзя переводить на энергию»[4,15].
От того, что страх является мозговым явлением, появляется своя специфика работы со страхом.
«Страх вне виденья… их нельзя прорисовывать… можно описывать страшных героев (сказок), но нельзя их прорисовывать, нельзя делать мультфильмы с этими страшными героями, потому что это всё переходит на энергию»[4,15].

В практике психокоррекции приём прорисовывания страхов весьма популярен. Опираясь на ритмологию, мы можем сказать, что этот приём эффективен в ситуациях, когда страх перешёл на уровень психоэмоциональной сферы. До этого с ним можно и нужно справляться на уровне сознания. Например, полезно прописывать страхи, поскольку это привлечение информации для переработки страха. Этот приём используется теми, кто осваивает ритмологию.

«До начала программы у меня присутствовал страх, порождённый огромным количеством разных стереотипов, особенно того, что касается государственного устройства. Из страха я «давила» на уже взрослых детей, заставляя их делать то, что сама считала нужным, вызывала у них протест – они отмахивались от моих страхов за их будущее. Сейчас поняла: надо переработать страх внутри себя и не раздражать детей неадекватными словами. И ещё осмыслила выражение из книги «Извлечение пользы из страха»: «Если нет словарного запаса… человек страхом будет себя уничтожать». Мне надо дальше прописывать свои страхи, постепенно расширяя словарный запас. После программы все тревожные мысли исчезли. Вижу только позитивную перспективу».

Вернёмся к причинам страха. По мнению многих исследователей страх связан с потерей опор – реальных или надуманных. Первыми опорами являются мама и папа. Далее в жизни появляются другие опоры. В конечном счёте, «человеку можно допустить потерять любую опору, кроме опоры на самого себя» [5]

«Пройдя программу «Извлечение пользы из страха» я обнаружила проблему, которая корнями уходит в детство. У меня была слаба отцовская опора, и мне всегда было страшно оставаться одной в помещении. После программы исчезло напряжение. Появилась уверенность в себе – всё в моих руках».

 

В экзистенциальной философии много внимания уделяется именно потерям опор. «И как только человеку удаётся понять, что страх – это положение между, постепенно страх должен переродиться, но переродиться внутри самого себя»[4, 8].

Страх, ушедший внутрь человека, превращается, по Канту, в нравственный императив, должный влиять на самого человека. В этом состоит польза страха.

«…внутри тебя эти нравственные опоры выработаны, страх закончился, но ты знаешь, что он есть, и в любой момент, если ты остановишься, он снова тебя догонит, тебе придётся ещё раз проделать этот путь, интересно тебе это или неинтересно…» [4, 14]. Программа «Извлечение пользы из страха» помогает в обнаружении и растворении стереотипов, связанных со страхами, в выведении на уровень сознания. Несомненный позитив мы видим также в том, что человек может проработать эту проблему самостоятельно, опираясь на методические материалы, что укрепляет его внутренние опоры и уверенность в своих силах.

Вторым преимуществом является ускорение решения этой проблемы, так как оно ведётся сугубо ритмологическими методами – через подбор ритмов, соответствующих ситуациям страха. Ритм, вводя в мозг человека время «минус», убирает ненужные страхи. Этим объясняется высокая результативность программы «Извлечение пользы из страха». На данный момент программу «Извлечение пользы из страха» прошло более тысячи человек. Подавляющее большинство из них получили замечательные результаты в плане личностного развития.

Литература
1. Дорохова, Т.А. Философия XX века: школы и концепции. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001 / Т.А. Дорохова. anthropology.ru
2. Марченко, Е.Д. Тематический прояснитель / Е.Д. Марченко. – СПб: Радатс,2009. –128с.
3. Марченко, Е.Д. Храм Майтрейи / Е.Д. Марченко. – СПб: Радатс,2009. – 271с.
4. Марченко, Е.Д. Извлечение пользы из страха. Ритмомеры / Е.Д. Марченко. – М.: Ритм 25,2010.
5.Тиллих, П. Мужество быть /П. Типллих // Перевод Т.И. Вевюрко. – overcoming-x.ru
6. Шляпентох, В.Э. Бремя страхов человеческих / В.Э. Шляпентох, В.Н. Шубкин, В.А. Ядов, В.А. Иванова. – dialog-21.ru